Приложение к Закону от 27.02.2005 г № 12-РЗ Описание

Описание границы кабардино-балкарской республики 1. по смежеству с карачаево-черкесской республикой

За начальную точку описания границы принята точка, расположенная на Главном Кавказском хребте в 640 м южнее перевала Азау с отметкой 3512 м над уровнем моря, на стыке границ с Грузией, Карачаево-Черкесской Республикой и Кабардино-Балкарской Республикой. С этой точки граница идет в северном направлении через перевал Азау с отметкой 3428,0 м по вершинам с отметками 3695,2 м (гора Азаубаши), 3471,0 м (перевал Хасакой-Сюрюлген), 3762,0 м (гора Уллукамбаши), 3549,9 м (перевал Хотунтау), 4149 м до условной точки, расположенной в 550 м восточнее высоты с отметкой 4978,0 м. С этой точки граница поворачивает на северо-восток и идет по леднику до вершины горы Эльбрус (5642,7 м). От вершины горы Эльбрус граница поворачивает на северо-запад и идет по леднику через высоту 4431,4 м до перевала Палнбаши высотой 3691,0 м. Здесь граница делает поворот на северо-восток и идет по горной тропе протяженностью 950 м. Затем граница идет на каменистую гряду и проходит по этой гряде через высоты 3539,0 м, 3627,1 м и 3464,0 м до пересечения с горной тропой, что в 150 м северо-восточнее перевала Буруктыш. Здесь граница поворачивает на запад и идет по склону в западном направлении на расстояние 700 м. Отсюда граница поворачивает на северо-восток и идет через вершину высотой 3421,0 м до скалистой вершины, что в 450 м юго-восточнее горы Кызылкая, затем - на восток по скалистому хребту через перевал с отметкой 3405,0 м, вершину высотой 3462,0 м, через вершину горы Ташлысырт высотой 3465,0 м, далее на север через высоту 3235,2 м, гору Кызылкол высотой 3101,2 м. Отсюда граница идет по хребту в северо-восточном, затем в северо-западном и северо-восточном направлении через высоту с отметкой 2452,9 м и спускается до поворота автодороги, что в 300 м восточнее моста через реку Худес Карачаево-Черкесской Республики. Далее граница идет по автодороге по водоразделу до условной точки, расположенной на автодороге в 320 м западнее вершины горы Бечасын. Отсюда граница поворачивает на северо-восток и идет по суходолу через вершину горы Бечасын с отметкой 2364,7 м, далее в этом направлении через родник с отметкой уреза воды 2328,6 м по суходолу, пересекая реку Мушта до (ручья) притока реки Арбакол, что в 400 м восточнее ледника. Далее - на восток вниз по течению этого ручья до слияния ее с рекой Арбакол с отметкой уреза воды 1945,7 м. Отсюда в северо-восточном же направлении к высоте 2225,5 м и, не доходя до этой высоты на 100 м, граница делает поворот и идет до северного родника - истока реки Маралыкол, далее вниз по реке Маралыкол на 350 м до слияния ее с ручьем. Затем граница идет по суходолу в северо-восточном направлении до слияния реки Барсуклыкол с рекой Мушта. Далее граница идет вниз по середине реки Мушта до слияния ее с рекой Хасаут. Затем граница идет по середине реки Хасаут вниз до слияния ее с рекой Шиджатмаз (турбаза "Долина нарзанов"). Здесь граница поворачивает на север и идет по середине реки Шиджатмаз вверх до ее истока. Далее в северном направлении по суходолу граница идет по дороге Долина Нарзанов - село Кичи-Балык протяженностью 3900 м до начала спуска к селению Кичи-Балык. Затем в этом же северном направлении граница идет по суходолу до слияния реки Кичмалка с ее притоком, что в 550 м юго-западнее отметки уреза воды 1425,6 м. Далее - по середине реки Кичмалка вниз до ее слияния со следующим ее притоком, что в 550 м северо-восточнее отметки уреза воды 1425,6 м. На этом смежная часть границы с Карачаево-Черкесской Республикой кончается и начинается смежество со Ставропольским краем. Общая протяженность границы по смежеству с Карачаево-Черкесской Республикой составляет 81600 м.
2.По смежеству со Ставропольским краем
Часть границы Кабардино-Балкарской Республики, смежная со Ставропольским краем, начинается с точки слияния реки Кичмалка с ручьем (с ее притоком), расположенной в 550 м северо-восточнее отметки уреза воды 1425,6 м на реке Кичмалка. Далее граница идет по середине реки Кичмалка вниз по ее течению через точки с отметками уреза воды 1282,0 м, 1262,4 м, 1155,3 м до точки слияния реки Кичмалка с двумя ее притоками, расположенной в 620 м юго-западнее высоты 1291,5 м. Здесь граница поворачивает на север и идет по восточному притоку реки Кичмалка вверх по течению до пересечения ее с полевой дорогой, далее граница идет в северном направлении по суходолу до вершины горы Верхний Джинал с отметкой 1542,0 м. Здесь граница поворачивает на северо-восток и идет по проселочной дороге 950 м и делает незначительный поворот на северо-восток и проходит восточнее двух карстовых воронок до балки, затем по балке на север до родника на балке Богатинская, далее на север вниз по ручью балки Богатинской до точки, расположенной в 500 м севернее уреза воды 1238,5 м. Отсюда граница поворачивает на юго-восток и идет по суходолу через точки с отметками высот 1306,7 м, 1293,1 м (пункт триангуляции) до реки Псыншоко (Крукол-Залука), далее на северо-восток и восток вниз по течению реки Псыншоко (Крукол-Залука) через точки с отметками уреза воды 1057,3 м, 907,5 м до лесополосы, упирающейся в эту реку. Эта точка расположена в 640 м юго-западнее кургана с отметкой 697,0 м севернее села Октябрьское Ставропольского края. Здесь граница поворачивает на северо-запад и идет по лесополосе до реки Этока. Эта точка расположена в 230 м юго-восточнее кладбища села Тамбукан Ставропольского края. Далее граница идет в северо-восточном направлении по середине реки Этока вниз по ее течению до начала пруда и, не доходя дамбы пруда на 270 м, поворачивает на северо-запад и идет по юго-западной и западной границе фруктового сада до федеральной дороги "Кавказ" и пересекает эту дорогу против озера Тамбукан в 710 м северо-западнее от железобетонного моста на федеральной дороге "Кавказ". Отсюда граница поворачивает на восток и идет по середине озера Тамбукан, далее через лес до Сухого озера, затем по Сухому озеру до угла перпендикулярно расположенных лесополос. Здесь граница делает небольшой поворот на северо-восток и идет по лесополосе сначала по южной окраине леса, а затем по лесополосе до ее восточного конца, до точки, расположенной в 1680 м северо-восточнее от пересечения лесополосы с линией электропередач, что в 400 м северо-западнее от селения - хутора Зеленый Ставропольского края. Здесь граница поворачивает на юго-восток и идет по западной окраине хутора Зеленый Ставропольского края, пересекает реку Этока по мосту и выходит к началу лесополосы. Затем в этом же направлении идет по лесополосе через точки с отметками 566,7 м и 576,8 м, пересекает реку Золка, в точке с отметкой 617,2 м пересекая реку Мокрая Золка, федеральную дорогу "Кавказ" (в 360 м восточнее пункта триангуляции с отметкой 663,4 м) и доходит до северо-восточного угла кладбища села Приречное. Далее граница идет в юго-восточном же направлении вдоль сухой канавы и, повернув на юго-запад, идет вдоль линии электропередач между селом Приречное и селом Прогресс Ставропольского края. Здесь граница поворачивает на юго-восток и идет по дамбе на реке Малка до середины реки Малка (по этой дамбе идет дорога, соединяющая село Малку с селами Приречное и Прогресс). От этой дамбы на реке Малка граница поворачивает на северо-восток и идет по основному руслу реки Малка вниз по ее течению, с севера огибает села Куба, Псыхурей до точки, расположенной в 2980 м по прямой юго-восточнее моста на реке Малка (начало канала Малка - Кура) на южной окраине хутора Крупско-Ульяновский Ставропольского края. Отсюда граница поворачивает на север и идет по суходолу до точки, расположенной на южной полосе отвода канала Малка - Кура, что в 2570 м восточнее (по прямой) моста на реке Малка - от начала канала Малка - Кура. Здесь граница поворачивает на северо-восток и идет на северо-восток, затем на север по южной и восточной границе полосы отвода канала Малка - Кура до точки с отметкой 283,6 м. Здесь граница поворачивает на северо-восток и идет вдоль лесополосы до точки пересечения с автодорогой Прохладный - Георгиевск, что в 3750 м северо-западнее моста через канал Малка - Кура. Здесь граница делает небольшой поворот на северо-восток и пересекает вышеназванную автодорогу и железную дорогу Прохладный - Георгиевск и выходит на перекресток полевых дорог и начало лесополосы. Отсюда граница идет строго на север между лесополосой и лотковым каналом через точки с отметками 293,5 м, 300,5 м, 307,5 м (курган Чуксеев) до точки с отметкой 281,7 м, что расположена на правом берегу реки Подкурок. Здесь граница поворачивает на северо-восток и идет вниз по течению реки Подкурок через отметку 276,7 м, пересекает оросительный канал до следующего оросительного канала, который здесь делает крутой поворот. Эта точка расположена в 450 м западнее кургана с отметкой 272,6 м. С этой точки граница идет строго на восток до развилки канала Малка - Кура и канала Правобережный. Здесь граница поворачивает на север и идет на север вдоль канала Малка - Кура до реки Подкурок. На пересечении канала Малка - Кура с рекой Подкурок граница поворачивает на северо-восток и идет по реке Подкурок вниз по течению до точки против села Горнозаводское Ставропольского края. Эта точка расположена на южном берегу реки Подкурок в 2000 м северо-западнее пункта триангуляции с отметкой 258,4 м. С этой точки граница поворачивает строго на юг и идет по лесополосе 1000 м, здесь граница поворачивает строго на восток и идет по лесополосе на протяжении 1000 м, затем поворачивает строго на юг и проходит в 140 м восточнее пункта триангуляции с отметкой 258,4 м по лесополосе на протяжении 2650 м. Здесь граница поворачивает на восток и идет по лесополосе на протяжении 3400 м до оросительного канала. Отсюда граница поворачивает на юг и идет по оросительному каналу протяженностью 1850 м до двойной лесополосы. Здесь граница поворачивает на восток и идет по середине двойной лесополосы протяженностью 12650 м через точки с отметками 242,6 м, 241,5 м, 240,4 м, 239,1 м и 232,0 м до точки пересечения со следующей лесополосой, расположенной в 2140 м юго-западнее пункта триангуляции с отметкой 219,3 м (на кургане высотой 4 м). От этой точки граница поворачивает строго на юг и идет вдоль лесополосы протяженностью 4700 м до развилки Правобережного канала и пересечения лесополос. Здесь граница поворачивает строго на восток и идет по южному краю лесополосы до поворота автодороги поселок Восточный - поселок Дальний, далее граница идет в этом же направлении между автодорогой и лесополосой до точки с отметкой 212,3 м, расположенной на пересечении указанной автодороги с лесополосой, идущей с севера на юг протяженностью 6520 м. Здесь граница поворачивает строго на юг и идет по лесополосе протяженностью 1100 м до точки с отметкой 220,1 м. На этой точке граница делает поворот строго на восток и идет по лесополосе до наземного водопровода протяженностью 3520 м. Здесь граница поворачивает строго на север и идет вдоль этого водопровода протяженностью 5100 м до лесополосы. Здесь граница поворачивает на восток и идет вдоль лесополосы через точку с отметкой 184,6 м до точки у угла лесополосы с отметкой 181,6 м протяженностью 4000 м. На этой точке граница поворачивает на север и идет вдоль лесополосы до пересечения со следующей лесополосой, идущей с запада на восток. Протяженность этой части границы 1020 м. Далее граница поворачивает на восток и идет вдоль лесополосы через точку с отметкой 181,9 м до перекрестка со следующей лесополосой протяженностью 4000 м. Эта точка расположена в 1950 м восточнее пересечения автодороги Черниговский - Каново Ставропольского края с этой границей. На этой точке граница поворачивает на север и идет вдоль лесополосы через точки с отметками 182,0 м, 184,6 м, пересекая автодорогу Новопавловск - Курская Ставропольского края до реки Кура. Протяженность этой границы 3600 м. Далее граница поворачивает на северо-восток и идет по старому руслу реки Кура протяженностью 4200 м (по прямой линии) до лесополосы, расположенной восточнее поселка Малакановский. Здесь граница поворачивает на юг и идет вдоль лесополосы через отметку 167,8 м до точки развилки лесополос с отметкой 168,0 м. Протяженность этой части границы 7960 м. Здесь граница поворачивает на запад и идет вдоль лесополосы через отметки высот 171,4 м и 174,3 м и упирается в автодорогу Каново - Черниговский Ставропольского края на точке с отметкой 176,8 м. Протяженность этой границы 5950 м. С этой точки (отметка высоты 176,8 м) граница поворачивает на юг и идет вдоль автодороги Каново - Черниговское Ставропольского края до пересечения этой дороги с каналом Правобережный. Протяженность этой части границы 4550 м. Далее граница поворачивает на юго-запад вдоль Правобережного канала 4450 м до автодороги Дальное - Балтийский. На пересечении этой автодороги с каналом Правобережный граница поворачивает на юг и идет вдоль этой автодороги, затем в этом же направлении идет вдоль лесополосы до канала им. Ленина. Протяженность этой части границы 9100 м. Здесь на пересечении лесополосы с северной границей полосы отвода канала им. Ленина смежество со Ставропольским краем кончается и начинается смежество с Республикой Северная Осетия-Алания.
Общая протяженность границы Кабардино-Балкарской Республики со Ставропольским краем составляет 248950 м.
3.По смежеству с Республикой Северная Осетия-Алания
Часть границы Кабардино-Балкарской Республики, смежная с Республикой Северная Осетия-Алания, начинается с точки пересечения лесополосы, идущей с севера на юг с северной границы полосы отвода канала им. Ленина, и идет по северной границе полосы отвода этого канала на запад протяженностью 2020 м до развилки каналов. Здесь граница поворачивает на юг и идет вдоль канала, затем вдоль лесополосы, пересекает железную дорогу Моздок - Прохладная и в этом же (на юг) направлении идет вдоль канала до леса Гослесфонда общей протяженностью 7350 м до поворота канала. Здесь граница поворачивает на юго-восток и идет вдоль канала по северо-восточной окраине леса до точки с отметкой 169,8 м, протяженность ее 570 м. На этой точке с отметкой 169,8 м граница поворачивает на юг и идет по восточной окраине леса до реки Малка протяженностью 650 м, вниз по реке Малка до слияния ее с рекой Терек и вниз по основному руслу реки Терек до впадения в нее реки Курп. Протяженность этого участка 21100 м. Далее - по середине реки Курп вверх по течению на юг до точки пересечения реки Курп с Малокабардинским каналом протяженностью по прямой 7000 м. От этой точки граница идет в юго-западном и в южном направлениях параллельно лесополосе по координированным точкам общей протяженностью 1750 м до реки Курп, затем опять по реке Курп на юго-запад протяженностью по прямой 700 м. Здесь граница поворачивает на юго-восток и идет по суходолу по координированным точкам протяженностью 4280 м. Отсюда граница поворачивает на юго-запад и идет по суходолу по координированным точкам через точки с отметками 338,0 м, 294,2 м, 294,3 м, 275,8 м протяженностью 9250 м. Затем граница поворачивает на юго-восток и идет по суходолу по координированным точкам протяженностью 1150 м до точки с отметкой 349,3 м. Далее граница поворачивает на юго-запад и идет по координированным точкам по суходолу протяженностью 5800 м до реки Курп. Здесь граница поворачивает на юго-восток и идет по реке Курп вверх по течению до ее начала общей протяженностью по прямой 3600 м, поворачивает на юго-запад и идет ломаными линиями по координированным точкам по лесу общей протяженностью 8320 м. Здесь граница делает поворот на северо-запад и идет 240 м по лесу, затем поворачивает на северо-восток и на север и идет по координированным точкам сначала по лесу, затем по открытому полю в 50 м западнее пункта полигонометрии с отметкой 438,3 м до балки Кудаева с общей протяженностью 2500 м. В балке Кудаева граница поворачивает на северо-запад и идет по середине балки Кудаева до артезианского колодца общей протяженностью по прямой 4950 м. Здесь граница поворачивает на юго-запад и идет по координированным точкам вдоль канала протяженностью 16300 м через отметки высот 328,9 м, 323,0 м, пункт триангуляции с отметкой 306,2 м, отметка высоты 302,1 м, здесь пересекает железную дорогу Беслан - Прохладная и идет по северной окраине села Эльхотово, далее пересекает реку Терек и, повернув на север, идет по координированным точкам по пойме реки Терек общей протяженностью по прямой 10150 м. Здесь граница делает поворот на юго-запад и идет по лесу по координированным точкам до пересечения границы с дорогой Змейская - Александровская протяженностью 3400 м и делает поворот сначала на юго-восток, затем на юго-запад и идет по координированным точкам по пойме реки Гозбаровская до начала сбросного канала, впадающего в реку Урух. Протяженность этой части границы 10800 м. Здесь граница делает поворот на юго-восток и идет по координированным точкам вдоль сбросного канала, пересекая федеральную дорогу "Кавказ" до леса Гослесфонда, затем по лесу до поляны общей протяженностью 10850 м. На этом месте граница делает поворот на юго-запад и идет по открытому месту по координированным точкам через отметки высот 682,8 м, 708,9 м, 727,4 м, 740,4 м, 725,5 м до точки (поворота автодороги) с отметкой 650,5 м. Протяженность этой части границы 10450 м. Здесь граница делает поворот на северо-запад и идет по координированным точкам вдоль автодороги, затем в этом же направлении по координированным точкам идет до реки Урух протяженностью 4520 м. Далее граница проходит по основному руслу реки Урух в северо-восточном направлении до северной окраины села Средний Урух общей протяженностью 4200 м. Здесь граница поворачивает на северо-запад и идет по координированным точкам через отметки высот 525,5 м, 654,6 м до реки Нижний Шекер с отметкой уреза воды 552,4 м. Протяженность этой части границы 5350 м. Здесь граница поворачивает на юго-запад и идет вверх по течению реки Нижний Шекер на протяжении 4450 м. Здесь граница поворачивает на юго-восток, ее протяженность 900 м, затем - на юго-запад на 600 м до высоты 816,3 м, затем на северо-запад протяженностью 5750 м и идет по координированным точкам до реки Малый Касалкун с отметкой уреза воды 655,8 м. Здесь граница делает поворот на север и идет вниз по реке Малый Касалкун до слияния ее с рекой Лескен, протяженность ее 3900 м, далее в северо-западном направлении граница идет по суходолу по координированным точкам через отметку высоты 765,2 м до ручья протяженностью 4250 м. Здесь граница поворачивает на юго-запад и идет по координационным точкам до реки Лескен протяженностью 14000 м до слияния ее с рекой Фастаргонадон. Затем в этом же направлении идет вверх по реке Фастаргонадон протяженностью 6950 м. Здесь граница поворачивает на юго-восток и идет по координированным точкам до реки Даргом протяженностью 2350 м. Далее вверх по реке Даргом протяженностью 1050 м. Здесь граница поворачивает на юг и идет по координированным точкам по лесу до реки Хазнидон протяженностью 1640 м, далее вверх по реке Хазнидон до слияния ее с рекой Лахумедон с отметкой уреза воды 968,0 м протяженностью 400 м. Отсюда граница идет вверх по течению реки Лахумедон до точки, расположенной в 900 м юго-западнее моста на реке Лахумедон, общей протяженностью 5100 м. Отсюда граница идет в юго-западном направлении по хребту через пункт триангуляции с отметкой 2212,3 м, далее в этом же направлении по хребтам через отметки высот 3002,0 м, 3013,0 м, 2928,6 м, 3427,3 м, 3468,9 м, 3694,5 м, 3786,0 м, 3641,2 м, 3789,1 м, 3971,2 м, 3789,1 м до вершины с отметкой 3791,0 м общей протяженностью 23200 м. Здесь граница поворачивает на запад, затем на северо-запад и идет по хребту через отметки высот 3737,1 м, 3912,4 м (гора Галдор), 3897,1 м, 4299,7 м (гора Цухгартыком), 4228,1 м, 4279,0 м, 4353,0 м, 4388,5 м (гора Доппах) до точки с отметкой 4481,0 м общей протяженностью 11100 м. Здесь граница делает поворот на юго-запад и идет по вершинам с отметками 4253,0 м, 4094,6 м, 3716 м, 3680,2 м, 3326,0 м (перевал Кривосивцек), 3584,8 м, 3490,0 м, 3562,8 м, 3662,0 м, 3883,9 м до точки, расположенной на Главном Кавказском хребте на государственной границе по смежеству с Грузией, что в 750 м юго-восточнее вершины с отметкой 3847,0 м. Общая протяженность границы по смежеству с Республикой Северная Осетия-Алания составляет 243620 м.
4.По смежеству с Республикой Грузия
Часть границы Кабардино-Балкарской Республики, смежная с Республикой Грузия, начинается с точки, расположенной на Главном Кавказском хребте в 750 м юго-восточнее вершины с отметкой 3847,0 м, и идет в западном направлении по Главному Кавказскому хребту через вершины с отметками 3847,0 м, 3612,0 м, 3476,0 м, 3452,0 м (перевал Газевцек), 3586,7 м, 3779,0 м (гора Пасисмта), 3805,2 м, 3678,0 м, 3603,9 м, 3689,0 м (гора Шаритау), 3434,6 м (перевал Шаривцек), 3524,0 м, 3198,0 м, 3317,0 м, 3565,0 м, 3792,0 м, 4113,9 м, 3936,0 м, 4249,6 м (гора Цурунгал), 3909,0 м, 4365,0 м, 4546,8 м, (гора Айлама), 4017,7 м, 3972,6 м, 4233,1 м, (гора Нуамкуан), 4207,0 м, 4414,0 м, 4632,0 м, 5157,8 м, 5068,8 м, (гора Шхара), 4814,3 м, 5033,6 м (пик Пушкина), 5058,8 м (гора Джангитау), 4859,0 м (пик Шота Руставели), 4979,0 м, (гора Катынтау), 4599,6 м, 4859,9 м (гора Гистола), 4546,1 м, 4348,3 м, 4355,0 м (гора Ляльвер), 3887,0 м (перевал Цаннер), 4074,7 м, 3938,0 м, 4345,7 м, 4097,2 м, 3919,0 м, 3999,2 м, 4259,0 м, 4617,6 м (гора Тихтенген), 3967,4 м, 3958,0 м, 3798,0 м, 3629,0 м (перевал Китлод), 3975,0 м, 4143,0 м, (гора Кулактау), 3802,0 м, 3607 м (перевал Твибер), 3765,8 м, 4237,0 м, 3928,0 м, 3754,0 м, 3654,0 м, 3629,0 м (перевал Ласхедар), 4148,4 м (гора Башильтау), 3687,0 м (перевал Лехзырский), 3814,3 м, 3806,2 м, 4035,5 м, 3757,0 м (перевал Местиа), 4277,3 м, 4237,5 м, 3665,0 м (перевал Гарваш), 3946,0 м, 4019,0 м (гора Лацга), 3823,0 м, 3483,0 м (перевал Джан-Туган), 4012,0 м (гора Джантуган), 4162,0 м (гора Башкара), 3822,0 м, 4302,0 м (гора Уллукара), 4163,0 м (гора Бжедух), 4280,0 м (пик Кавказа), 4055,0 м, 3927,0 м, 3871,0 м, 4277,0 м, 4411,9 м (гора Чатынтау), 4234,0 м, 4052,0 м, 4368,4 м (гора Шхельда), 4158,7 м, 3976,0 м, 3957,3 м, 4012,2 м, 3846,0 м, 3367,2 м (перевал Бечо), 3606,5 м, 3753,1 м, (гора Гогутай), 3847,4 м, 4442,1 м (гора Езеньги-Чатбаши), 4454,0 м (гора Донгузорун-Чегет-Карабаши), 3669,2 м, 3362,0 м, 3203,5 м (перевал Донгуз-Орун-Баши), 3597,1 м, 3597,1 м, 3711,0 м, 3699,4 м, 3492,0 м, 3264,0 м (перевал Чиперазау) до точки с отметкой 3512,0 м, расположенной в 630 м северо-западнее перевала Чиперазау и в 640 м южнее перевала Азау, т.е. до начальной точки описания границы Кабардино-Балкарской Республики.
Общая протяженность государственной границы по смежеству с Грузией составляет 121300 м.