Приложение к Закону от 27.02.2005 г № 12-РЗ Описание

Описание границ зольского района 1. по смежеству с карачаево-черкесской республикой

За начальную точку описания границ принят тригонометрический пункт на горе Эльбрус с высотной отметкой 5642,7 м, который является пересечением границ Эльбрусского, Зольского районов и Карачаево-Черкесской Республики.
От вершины горы Эльбрус граница поворачивает на северо-запад и идет по леднику через высоту 4431.4 до перевала Палнбаши высотой 3691.0. Здесь граница делает поворот на северо-восток и идет по горной тропе протяженностью 950 м. Затем граница идет на каменистую гряду и проходит по этой гряде через высоты 3539.0, 3627.1 и 3464.0 до пересечения с горной тропой, что в 150 м северо-восточнее перевала Буруктыш. Здесь граница поворачивает на запад и идет по склону в западном направлении на расстояние 700 м. Отсюда граница поворачивает на северо-восток и идет через вершину 3421.0 до скалистой вершины, что в 450 м юго-восточнее горы Кызылкая, затем - на восток по скалистому хребту через перевал с отметкой 3405.0, вершину высотой 3462.0, через вершину горы Ташлысырт высотой 3465.0, далее на север через высоты 3235.2, гору Кызылкол высотой 3101.2. Отсюда граница идет по хребту в северо-восточном, затем в северо-западном и северо-восточном направлении через высоту с отметкой 2452.9 и спускается до поворота автодороги, что в 300 м восточнее моста через реку Худес Карачаево-Черкесской Республики. Далее граница идет по автодороге по водоразделу до условной точки, расположенной на автодороге в 320 м западнее вершины горы Бечасын. Отсюда граница поворачивает на северо-восток, идет по суходолу через вершину горы Бечасын с отметкой 2364.7, далее в этом направлении через родник с отметкой уреза воды 2328.6 по суходолу, пересекая реку Мушта до ручья-притока реки Арбакол, что в 400 м восточнее ледника. Далее - на восток вниз по течению этого ручья до слияния его с рекой Арбакол с отметкой уреза воды 1945.7. Отсюда в северо-восточном же направлении к высоте 2225.5, и, не доходя до этой высоты на 100 м, граница делает поворот и идет до северного родника - истока реки Маралыкол, далее вниз по реке Маралыкол на 350 м до слияния ее с ручьем. Затем граница идет по суходолу в северо-восточном направлении до слияния реки Барсуклыкол с рекой Мушта. Далее граница идет вниз по середине реки Мушта до слияния ее с рекой Хасаут. Затем граница идет по середине реки Хасаут вниз до слияния ее с рекой Шиджатмаз (турбаза "Долина нарзанов"). Здесь граница поворачивает на север и идет по середине реки Шиджатмаз вверх до ее истока. Далее в северном направлении по суходолу граница идет по дороге "Долина нарзанов" - село Кичи-Балык протяженностью 3900 м до начала спуска к селению Кичи-Балык. Затем в этом же северном направлении граница идет по суходолу до слияния реки Кичмалка с ее притоком, что в 550 м юго-западнее отметки уреза воды 1425.6. Далее - по середине реки Кичмалка вниз до ее слияния со следующим ее притоком, что в 550 м северо-восточнее отметки уреза воды 1425.6. На этом смежная граница с Карачаево-Черкесской Республикой кончается и начинается смежество со Ставропольским краем.
2.По смежеству со Ставропольским краем
Граница Кабардино-Балкарской Республики по смежеству со Ставропольским краем начинается от точки слияния реки Кичмалка с ручьем (с ее притоком), расположенной в 550 м северо-восточнее отметки уреза воды 1415,6 м на реке Кичмалка. Далее граница идет по середине реки Кичмалка вниз по ее течению через точки с отметками уреза воды 1282.0, 1262.4, 1155.3 до точки слияния реки Кичмалка с двумя ее притоками, расположенной в 620 м юго-западнее высоты 1291.5. Здесь граница поворачивает на север и идет по восточному притоку реки Кичмалка вверх по течению до пересечения ее с полевой дорогой, далее граница идет в северном направлении по суходолу до вершины горы Верхний Джинал с отметкой 1542.0. Здесь граница поворачивает на северо-восток и идет по проселочной дороге 950 м и делает незначительный поворот на северо-восток и проходит восточнее двух карстовых воронок до балки, затем по балке на север до родника на балке Богатинская, далее на север вниз по ручью балки Богатинской до точки, расположенной в 500 м севернее отметки уреза воды 1238.5. Отсюда граница поворачивает на юго-восток и идет по суходолу через точки с отметками высот 1306.7, 1293.1 (пункт триангуляции) до реки Псыншоко (Крукол-Залука), далее на северо-восток и восток вниз по течению реки Псыншоко (Крукол-Залука) через точки с отметками уреза воды 1057.3, 907.5 до лесополосы, упирающейся в эту реку. Эта точка расположена в 640 м юго-восточнее кургана с отметкой 697.0 севернее села Октябрьское. Здесь граница поворачивает на северо-запад и идет по лесополосе до реки Этока. Эта точка расположена в 230 м юго-восточнее кладбища села Тамбукан Ставропольского края. Далее граница идет в северо-восточном направлении по середине реки Этока, вниз по ее течению, до начала пруда и, не доходя до дамбы пруда на 270 м, поворачивает на северо-запад и идет по юго-западной и западной границе фруктового сада до федеральной дороги "Кавказ" и пересекает эту дорогу против озера Тамбукан в 710 м северо-западнее от железобетонного моста на федеральной дороге "Кавказ". Отсюда граница поворачивает на восток и идет по середине озера Тамбукан, далее через лес до Сухого озера, затем по Сухому озеру до угла перпендикулярно расположенных лесополос. Здесь граница делает небольшой поворот на северо-восток и идет по лесополосе сначала по южной окраине леса, а затем по лесополосе до ее восточного конца, до точки, расположенной в 1680 м северо-восточнее от пересечения лесополосы с линией электропередачи, что в 400 м северо-западнее от селения - хутора Зеленый Ставропольского края. Здесь граница поворачивает на юго-восток и идет по западной окраине хутора Зеленый Ставропольского края, пересекает реку Этока по мосту и выходит к началу лесополосы. Затем в этом же направлении идет по лесополосе через точки с отметками 566.7 и 576.8, пересекает реку Золка, в точке с отметкой 617.2, пересекает реку Мокрая Золка, федеральную дорогу "Кавказ" (в 360 м восточнее пункта триангуляции с отметкой 663.4) и доходит до северо-восточного угла кладбища села Приречное. Далее граница идет в юго-восточном направлении вдоль сухой канавы и, повернув на юго-запад, идет вдоль линии электропередачи между селом Приречное и селом Прогресс Ставропольского края. Здесь граница поворачивает на юго-восток и идет по дамбе на реке Малке до середины реки Малки (по этой дамбе идет дорога, соединяющая село Малка с селами Приречное и Прогресс). От этой дамбы на реке Малке граница поворачивает на северо-восток и идет по основному руслу реки Малки вниз по ее течению, пересекает ФАД "Кавказ" и идет до точки 506.5, расположенной в 4,3 км по прямой ниже моста на ФАД "Кавказ", в русле реки Малки, являющейся пересечением (стыком) границ Ставропольского края, Зольского и Баксанского районов.
3.По смежеству с Эльбрусским районом
Граница от точки, расположенной на горе Эльбрус с отметкой 5642.7 (тригонометрический пункт), 3450 м идет на восток с небольшим отклонением в юго-восточном направлении севернее приюта "Седловина" к точке с высотной отметкой 4546.0, далее 2750 м на точку с отметкой 3850.0, далее 2270 м идет на перевал Ирик с отметкой 3867.0. От перевала Ирик до перевала Шаукам граница идет по водоразделу рек Баксана и Малки вначале 1230 м до точки с отметкой 3914.5 - гора Чаткара (Карачат), далее граница 140 м идет в северо-восточном направлении до пункта полигонометрии с отметкой 3898.2, далее граница в этом направлении идет 1260 м к точке 3678.0, далее 1380 м к точке 3814.0, далее 1580 м до горы Балыксубаши (Балык-Суу-Баши) с отметкой 3932.2 (пункт полигонометрии). От горы Балыксубаши граница делает небольшой поворот на юго-восток и идет на протяжении 10700 м через точки 3499.0, 3680.0 (гора Исламчат), 3561.0, 3232.0 (перевал Кыртыкауш, Кыртык-Ауш) 3399.0, 3575.1, 3714.0, 3585.0 до точки 3777.8 - гора Джувурген (тригонометрический пункт Жауэриген). От этой точки граница поворачивает на север и идет на протяжении 2430 м через точки 3338.0, 3383.0 - гора Джаршауксырт (Жазтаук-сырт), 2925.0 - перевал Шаукам.
От перевала Шаукам граница на расстоянии 1790 м идет к точке 3410.2 спускается на левый приток реки Тызыл и идет по нему 7300 м через отметки 2719.0, 2212.0 до слияния с рекой Тызыл, далее по реке Тызыл через точки с отметками на реке Тызыл 2052.0, 2000.2, 1942.0, 1897.6, 1840.2, 1670.8 до слияния с безымянной рекой в точке с отметкой 1329.5, далее граница поворачивает на северо-запад и 1080 м идет до точки с отметкой 2000.2, от этой точки граница 1050 м идет на северо-восток, далее граница делает поворот на восток и 2050 м идет, копируя рельеф местности по бровке обрыва через точку с отметкой 2028.0, от этой точки граница поворачивает на север и 720 м идет до реки Большие Кураты, и далее 6,6 км по реке Большие Кураты до слияния ее с правым притоком. Далее граница 3,3 км идет по правому притоку реки Большие Кураты вверх против течения, от этой точки граница поворачивает на северо-восток и идет 3310 м по суходолу до водораздела, расположенного в 1060 м юго-восточнее точки с отметкой 1388.3, от этой точки граница поворачивает под углом более 90 градусов на юго-восток и 3350 м идет через точку 1443.0 до улучшенной дороги, ведущей к фермам, расположенным у горы Экипцоко, далее граница поворачивает на юг по этой улучшенной дороге и 1450 м идет до перекрестка с дорогой село Кенделен - урочище Хаймаша, далее граница поворачивает на восток, 2870 м идет по вышеназванной дороге до развилки с улучшенной дорогой Хаймаша - Сармаково, далее граница поворачивает на северо-восток и 2200 м идет по дороге Хаймаша - Сармаково, проходит севернее горы Хажибаши с отметкой 1356.4, от этой горы граница делает поворот и 2370 м идет на северо-восток до точки с отметкой 1196.0 (у фермы), далее 1600 м до точки К2, расположенной на крутом повороте дороги Хаймаша - Сармаково, ниже скал на западном склоне горы Бгюн (Аккаясырт). Далее граница делает поворот и идет 140 м на северо-восток до граничной точки К1. Данная точка на верхнем обрыве скал горы Аккаясырт (Бгюн), расположенная в 194,2 м южнее тригонометрического пункта Бгюн с отметкой 1451.1, является общей граничной точкой Баксанского, Зольского и Эльбрусского районов.
4.По смежеству с Баксанским районом
От точки К1, являющейся стыком границ Баксанского, Зольского и Эльбрусского районов, расположенной на верхнем скальном обрыве горы Аккаясырт в 194,2 м южнее тригонометрического пункта Бгюн граница идет на север к тригопункту, на нем поворачивает на северо-восток, пересекает автодорогу Хаймаша - Сармаково и снова выходит на дорогу на вершине горы Бгюн - 2, от горы по автодороге граница идет на восток 600 м до развилки с полевой дорогой и идет далее по полевой дороге, идущей севернее водораздела рек Худатаюко, Сармако и Куркужин. Через точки с высотными отметками 1331.4, 1287.0, 1280.4, 1271.4, 1198.9 (истока пересыхающего ручья - притока реки Куркужин). Протяженность границы на данном участке 5840 м.
От точки 1198.9 граница 50 м идет на восток (на узловой межевой знак 35 земель сельских администраций Сармаково, Заюково, Верхнего Куркужина), затем поворачивает снова на северо-восток и идет 11.1 км через курган с отметкой 1194.4 примерно по водоразделу (севернее) рек Куруко и Куркужин, совпадая с координированной границей между землями сел Сармаково и Верхний Куркужин, через точки с высотными отметками 904.8, 867.9, 844.2, 805.8, 787.2, 744.9 к реке Куруко в точке впадения в нее слева пересыхающего ручья (балки) на стыке границ сел Сармаково, Малка, Верхний Куркужин.
По реке Куруко граница 3,0 км затем идет на восток до западной окраины села Нижний Куркужин, от межевого знака 148 граница 2448,4 м идет по координированным точкам 149-158, рассекая приусадебные участки села Нижний Куркужин, пересекает две ЛЭП-110 кВ и далее 1740,2 м идет по южной стороне лесополосы к ФАД "Кавказ". В 830 м южнее развилки дороги на участок ВГИ пересекает федеральную автодорогу, далее идет 1825 м на северо-восток по северной стороне лесополосы до пересечения с лесополосой, идущей в меридиональном направлении (стык границ земель сел Куба-Таба, Куба, Малка).
На пересечении с лесополосой граница поворачивает на северо-запад и идет по западной стороне лесополосы к станции ВГИ, проходит через тригонометрический пункт (672.7) на горе Куба-Таба и далее идет на северо-запад к реке Малке. В 45 м к западу от дороги на бывшую СФ колхоза "Малка" пересекает дорогу Малка - Куба, доходит до оросительного канала, пересекает его, идет между бывшей СФ и карьером и на точке с отметкой 506.5 выходит на границу со Ставропольским краем, являющуюся стыком границ Зольского, Баксанского районов и Ставропольского края.
Точка 506.5 расположена в русле реки Малки в 4,3 км ниже моста на ФАД "Кавказ".